Сообщение на Круглом столе N 2 в рамках V-й Конференции СПб Клуба консультантов и тренеров

Выбор темы тренинга. Форма подачи материала. Тестирование

«Людям невозможно что-то продать.
Надо добиться, чтобы они сами захотели это купить».

Дейл Карнеги [1]


Выбор темы тренинга. Форма подачи материала. ТестированиеХотя с этой фразой, возможно, и не согласятся сторонники активных продаж, мечтающие продать снег эскимосам, речь в Докладе пойдет о создании таких тренингов, которые, по возможности, сами продавались бы на рынке при минимальных затратах на рекламу.

В статье:
Соколов Г.Б., 30 способов продвижения тренинговых и консалтинговых услуг - говорится о том, какие способы существуют для продажи тренинга, в этом Докладе речь пойдет о том, как изначально сделать само содержание тренинга более продаваемым.

Выбор и разработка идеи тренинга.

В зависимости от того, как обстоят дела с той темой, которую Вы выбрали для тренинга, на тренинговом рынке, существует как минимум 3 различных подхода:

Виды тренингов:Варианты подходов к разработке тренинга.
1. Никто до Вас до этого не додумался.Придумать новую, интересную идею и создать по ней тренинг.
2. Существует множество тренингов на эту же тему, но Вы хотите найти в теме что-то свое.Придумать новый подход, отличающийся от существующих.
3. Вы просто хотите самостоятельно сделать стандартный тренинг, учитывая опыт коллег.Учитывать то, что создано до Вас коллегами, весь позитивный и негативный опыт.

Итак, есть несколько возможностей, но я буду рассматривать только одну – создание авторского тренинга на тему, по которой уже существует множество других тренингов – о тайм-менеджменте. Предлагаю короткий алгоритм, который может быть использован для выбора темы тренинга по другим направлениям обучения.

1. Доход, который получит тренер в результате работы, будет различаться в зависимости от спроса на тему тренинга.

Ситуация:Прогноз:
1. Тема тренинга неизвестна и спроса на нее нетДоход будет незначительным, либо его удастся получить через достаточно длительный срок.

2. Тема тренинга хорошо раскручена
На рынке уже есть множество конкурентов, сложно провести «отстройку от конкурентов».
3. Тренинг на тему, которая пользуется достаточным спросом на рынке, но пока не слишком сильная конкуренцияИдеальный вариант.
4. Найдена узкая ниша на рынке по принципу четкого позиционирования целевой аудитории.Пример: тайм-менеджмент для помощников руководителя Автора данного Доклада:

2. Целевая аудитория тренинга. Очевидный момент, однако, о нем часто забывают. Одно дело – тренинг, спозиционированный на корпоративных потребителей, другое – тренинг личностного роста. Четкое понимание целевой аудитории помогает не только создавать тренинг, но и впоследствии продвигать его. Лучше всего разницу между руководителем и секретарем в вопросах тайм-менеджмента олицетворяют Дон Кихот и Санчо Панса [2]. Подход к темам, содержание примерно одни и те же, а вот примеры и акценты – совсем другие. В случае руководителей упор следует делать на долгосрочном видении, планировании и принципах; в случае помощников руководителя – на краткосрочном планировании и средствах организации эффективной работы – органайзерах и т.д.

3. PR и раскрутка имени тренинга как бренда. Раскрутить имя тренера в тайм-менеджменте уже довольно сложно, т.к. в этой области уже определились общепринятые лидеры. Выход – создавать качественные «твердые копии» содержания тренинга: книги, статьи, сайт, участвовать в работе конференций, профессиональных сообществ. Создать настолько качественный тренинг, чтобы участники сами рекламировали его своим знакомым (по оценкам экспертов, это привлекает до 50% участников).

4. Форма подачи материала и отбор содержания тренинга. Перед разработкой успешного тренинга необходимо выяснить, какой исходный материал по данной теме уже имеется на рынке, причем во всех видах: в печатном, аудио, видео, в Интернете и т.д. Статью Автора данного Доклада о том, как выбрать тренинг по тайм-менеджменту, можно прочитать
здесь.

Ряд недостатков существующих тренингов: Меры преодоления недостатков
Отсутствие выработки у участников измеримых навыков (планирования, делегирования и т.д.)Упражнения, домашние задания на отработку навыков. Мотивация участников на их применение на практике. (Как конкретно планирование экономит время лично мне?)
Чрезмерная усложненность материала (сложные схемы, диаграммы, обилие аналитической информации, непонятные термины и т.д.)Объяснение идей тренинга через простые запоминающиеся метафоры с последующей отработкой в деловых играх. Например, использовать при обучении делегированию метафору о деле, как об обезьяне, сидящей на плечах [3]
Отсутствие привязки к профессиональному опыту участниковНахождение участниками событий из собственного опыта, подтверждающих изучаемый материал

Надо выбирать такую тему, в которой есть «пространство для маневра», т.е. для последующего развития и усовершенствования темы, т.е. чтобы после проведения тренинга (детально и грамотно разработанного) на его основе можно было бы создать: сайт, профессиональное сообщество, написать книги, статьи, снять видео, записать аудио, создать дистанционные курсы обучения, Internet-форум.

5. Разработка дизайна тренинга. Сначала необходимо определиться, что мы хотим получить на выходе. Для примера возьмем
тренинг Автора данного Доклада по тайм-менеджменту для помощников руководителя.

А) Цель тренинга: повысить практические навыки управления собственным временем и научиться планировать рабочий день руководителя.

Б) Планируемый результат тренинга: минимизация бесполезной траты времени, увеличение эффективности работы за счет понимания и применения принципов, приемов и методов тайм-менеджмента.

В) Необходимые части тренинга. Какие есть возможности
обучения взрослых людей на тренинге? Рассмотрим на примере одной из тем тайм-менеджмента – делегирования:
  • Начальная установка (мотивация группы). Перед тем, как раскрывать тему, тренеру нужно сделать так, чтобы вовлечь и заинтересовать людей. Какие полезные возможности есть в делегировании для помощника руководителя, и каких неприятностей оно позволит им избежать?

  • Презентация. Тренер рассказывает, показывает видеофрагменты, презентацию в Power Point, т.е. делает все сам, группа наблюдает. Например, презентация модели ситуационного руководства при делегировании полномочий.

  • Демонстрация. Тренер перед тем, как группа начнет делать упражнение, показывает на ком-то из участников шаги упражнения и дает инструкцию. Например, тренер просит выйти двух участников и правильно делегировать поручение.

  • Упражнение (учебная активность). Группа получает от тренера инструкцию и в парах (тройках и т.д.) отрабатывает навык делегирования.

  • Обратная связь (интерактивная дискуссия). Тренер и группа проводят совместное обсуждение того, как прошло упражнение, подводя итоги и отвечая на возникшие вопросы по теме делегирования. Важно, чтобы группа сама пришла к выводу, что такое правильное делегирование, и что такое – неправильное, и чтобы каждый получил свой личный опыт.

  • Подстройка к будущему. Участники определяют первые шаги, которые они сделают после тренинга.

Тренер определяет для себя, какие виды учебной активности будет использовать с учетом целевой аудитории и задач тренинга.

Г) Дополнительные факторы. С учетом
контекста тренинга, выбранного в качестве примера, особое внимание следует уделить тому, чтобы у участников была возможность обменяться личным и профессиональным опытом, что дает примерно 50% эффекта от обучения на тренинге, поскольку тренинг узкоспециализированный, и все участники работают примерно в одних и тех же условиях.

6. Тестирование

А) Желательно использовать других людей. Если есть возможность, привлеките их к тестированию получившегося тренингового продукта, не полагайтесь только на себя. Расскажите о тренинге своим коллегам, если есть желание, обсудите тренинг на профессиональном Internet-форуме. Обсуждать можно: как раскрутить тренинг, какие упражнения подобрать, как оценить результаты тренинга, как исправить ошибки и т.д. Например: «Провожу тренинг продаж и не в первый раз уже группа уходит в глухое сопротивление, если начинаем отрабатывать в играх, или для видеоанализа берем продажу реального продукта - того самого, который они в реальности продают, а не мифические маркеры, песок на Марсе, и т.д и т.п.» подробности:


Б) Тестируйте тренинг в бесплатном режиме или со значительными скидками. Это облегчит набор группы, и даст возможность, проведя тренинг в «пилотном» варианте, выявить все слабые места, нуждающиеся в доработке. Даже если тренинг проходил бесплатно для участников, можно попросить их дать письменную обратную связь, что поможет в дальнейшей рекламе тренинга.

В) Обратите особое внимание на слова участников. На моих тренингах по тайм-менеджменту часто бывают люди, получившие очень хорошее образование, например,
MBA. При этом они находят на моем тренинге для себя много нового, с одной стороны, и делятся с тренером и другими участниками какой-то информацией, касающейся их личного опыта применения делегирования, их собственными находками на других подобных тренингах и т.д. Все это можно впоследствии использовать для обновления тренинга, доработки отдельных тем и упражнений.

Очень полезно бывает пригласить на тренинг кого-нибудь из коллег и попросить помочь оценить результаты тренинга, т.к. со стороны бывает лучше видно то, что сам тренер может не заметить. При этом важно позитивно реагировать на возможную критику, ведь только это позволит существенно улучшить качество тренинга за короткий срок.

7. Выводы:

При разработке тренинга необходимо тщательно продумать все плюсы и минусы его создания, а также гибко изменять последующие тренинги с учетом результатов предыдущих.

  1. Подумать о том, как тренинг скажется на имидже и доходе тренера, легко ли будет собрать на него группу.

  2. Послужит ли тренинг «мостиком» к дальнейшим целям тренера: написанию книги, созданию сайта и т.д.

  3. Необходимо тщательно отбирать материал, формы и методы обучения на тренинге, тестировать.

  4. Попросить помощь у кого-либо из коллег или потенциальных участников, собирать всю обратную связь от тренинга, и позитивную, и негативную.

  5. По окончании тренинга заново доработать все слабые места тренинга, внести изменения, усиливающие тренинг.

Литература:

  1. Дейл Карнеги, Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей, М., «Прогресс-Пракситель», 1989 г., стр.177.

  2. М. Сервантес, Дон Кихот, М., «Эксмо», 2004 г.

  3. К. Бланшар, У. Онкен, Х. Берроуз, Одноминутный менеджер и обезьяны, Минск, «Попурри», 2002 г.

Иголкина Инна

Доклад опубликован на сайте TREKO