Виртуальное оружие тренера

 

Сегодня невозможно представить тренинговую компанию, не имеющую собственного веб-сайта. Более того, редкий тренер-фрилансер обходится без этого инструмента. Но сайт в Интернете – не игрушка, не самоцель. Для тренера это надежный источник привлечения клиентов, обратной связи с ними и много чего еще. Только, как и всякий инструмент, находиться он должен в исправном состоянии.

 

Зачем Вам сайт? Несмотря на простоту вопроса, имеет смысл ответить на него максимально честно. Зачем вам сайт? Для «имиджа»? Чтобы было «не хуже, чем у других?» Или для того, чтобы он приносил вам деньги? Исходя из поставленной цели и получается конечный результат.

 

 

Что в имени твоем?

 

Требования к имени сайта (доменному имени) простые. Во-первых, уважающему себя тренеру лучше не экономить 25$ на покупке доменного имени и не заводить сайт типа narod.ru (хотя есть несколько довольно известных сайтов, находящихся на этом хостинге). Во-вторых, желательно, чтобы имя у сайта было осмысленным, и, что называется, попадающим в тему. Пример со знаком минус – сайт http://www.svali.ru. Между прочим, сайт занимается турами и билетами… Хочется Вам купить путевку или билет на сайте с таким названием?

 

Желательно, чтобы название можно было легко диктовать при необходимости по телефону (увы, некоторые русские буквы неоднозначно передаются в английской транскрипции).

 

Если написание вашего сайта неоднозначно, часть посетителей будет уходить неизвестно куда. (Как бы Вы написали название сайта «Лесные поляны»? А его владельцы решили так: http://www.lesnuepolyanu.ru. И попробуйте с первого раза набрать это название правильно! В качестве правильного названия можем предложить www.pasportist.ru – четко и понятно. Сайт о паспортах). Но предположим, что вы нашли подходящее имя и зарегистрировали его. Что дальше?

 

Вижу цель!

 

А дальше надо четко определить Вашу целевую аудиторию. И максимально ее детализировать.

 

Это крайне важный момент! Если Вы попытаетесь продать свои услуги не той аудитории, то в лучшем случае она Вас не поймет и ничего не купит. А в худшем Ваша репутация может сильно пострадать…

 

Поэтому надо четко определиться с тем – ЧТО Вы продаете и КОМУ. Если Вы проводите тренинги, то уточните их направленность. Постановка системы продаж, системный подход к бизнесу, управление временем, личные отношения…

 

(Каким бы Вы не были мастером во всех областях, есть та ,в которой Вы суперпрофессионал. Вот эту сферу и надо обозначить как основную).

 

Из тематики тренингов становится ясно, кому это нужно, то есть кто Ваша целевая аудитория. Если речь идет о системах продаж – то это мужчины и женщины, возраст от 20 до 30 лет, активные, общительные… Если системный подход к бизнесу – то потенциальные клиенты руководители или топ-менеджеры. Как правило, мужчины, возраст от 35 и старше…

 

И так далее. Детализировать надо как можно больше. К сожалению, небольшой объем статьи не позволяет дать все возможные варианты детализации. На наших семинарах эта часть занимает 3 часа.

 

Строили мы, строили…

 

Но вот, предположим, стало ясно – для кого же вы создаете свой сайт.

 

И только теперь можно продумать и структуру сайта (что сделать главным, что отодвинуть подальше), и его дизайн. Например, если сайт предназначен для серьезных людей «с положением», то нужны крупные детали и много свободного места. Важен также подход к тексту (какую терминологию использовать, какие выгоды подчеркивать и т.п.).

 

Рассмотрим несколько типичных видов сайтов. Какой выбрать – зависит от того, что мы рассмотрели выше, – от целевой аудитории, от специализации тренинга и т.п. 

 

1. Визитка. Он может состоять всего из одной-двух страничек. Используется как… просто сайт, который указывают на визитке, или как сайт, посвященный небольшой, узкой теме. Пример – тот же самый www.pasportist.ru.

 

2. Кладбище несбывшихся надежд. Это такой сайт, где есть множество страниц, годами находящихся «в разработке». Проще говоря, сначала было множество идей, но до их реализации дело так и не дошло. Такой сайт крайне отрицательно сказывается на имидже владельца. В качестве примера рискнем привести один из наших собственных сайтов www.happy-life.ru, до которого просто руки не доходят.

 

3. Тематический портал. Как правило, содержит огромное количество разной информации (статьи, интервью, описания тренингов) с других сайтов. Предоставляет людям возможность общаться по этой тематике (форумы, чаты, блоги). Пример – www.psylive.ru.

 

4. Профессиональный сайт. Это сайт тренера-фрилансера, посвященный тематике его тренингов.  От визитки отличается большим количеством страниц и практичностью. Там могут быть описания тренингов, расписание, отзывы, фотографии, статьи тренера и пр. Все ресурсы в данном случае направлены на одно – повышение продаж тренингов. Пример – www.timesaver.ru.

 

Разумеется, моделей тренерских сайтов гораздо больше. Мы здесь назвали основные, которые могут быть использованы именно тренером-фрилансером.

 

Типичные ошибки начинающих владельцев сайтов.

 

1. Отсутствие четкой цели в создании сайта (непонятно, для чего сайт – и такой продукт, увы, никого не привлекает на тренинги и не поднимает имидж тренера).

2. Цели тренера находятся во взаимоисключающих направлениях (например, трудно совместить на одном сайте тайский массаж и бизнес-тренинги в исполнении одного и того же человека. Хотя бы потому, что это совершенно разные целевые аудитории).

3. Чрезмерное увлечение дизайном. Графика некоторых сайтов мешает поисковым системам находить их, особенно если на первой странице ничего нет, кроме анимации (например, такой сайт http://silva-metod.ru). Когда на сайте все мельтешит, прыгает, летает – увы, это не всегда  создает нужное впечатление. Также стоит задуматься о цветовой гамме сайта – к сожалению, есть множество примеров абсолютного пренебрежения к целевой аудитории. Например, сайт бизнес-тренера, сделанный белым шрифтом на черном фоне, вряд ли будет успешным.

 

Скажи мне, кто твой разработчик?..

 

Кто создает сайт для бизнес-тренера? Возможно несколько вариантов. На первых порах часто это либо сами бизнес-тренеры, либо их друзья или почитатели. Потом по мере продвижения сайт периодически переделывается – уже профессионалами. Стоит отдельно обратить внимание на «пафосные» сайты. Например, если ваш сайт сделал сам Артемий Лебедев, с одной стороны, это престижно, а с другой непонятно, окупятся ли вложенные деньги.

 

Более эффективно – посмотреть кто создал сайты, которые известны среди вашей целевой аудитории и которые привлекают целевых посетителей. Возможно, эти же люди согласятся и вам помочь.

 

А наиболее распространенный способ в России – рекомендация. Если вашим знакомым или друзьям сделали сайт и они довольны, то наверняка с удовольствием порекомендуют вам этих разработчиков. А вы при этом, возможно, еще и скидку получите.

 

Что помогает в раскрутке сайта?

1. Соответствие сайта узкой тематике, Сайт по тайм-менеджменту легче раскрутить, чем сайт о тренингах вообще.

2. Наличие ключевых слов на страницах сайта. Чем чаще встречаются слова, по которым люди ищут информацию, тем больше вероятность того, что они ее найдут.

3. Взаимные ссылки на другие сайты. С вашего сайта люди будут переходить еще куда-то и наоборот, с других сайтов люди будут заходить к вам, заодно понимая, с кем вы дружите.

4. Обмен статьями с другими сайтами. Если на каком-то сайте есть ваша статья, с которой можно перейти к вам на сайт, – время от времени это будет происходить. Не считая того, что это улучшает вашу репутацию как профессионала. Аналогично, если на вашем сайте есть статьи других авторов на тему, интересную для вашей целевой аудитории, это тоже будет приводить к вам посетителей.

5. Большое количество текстовых страниц на сайте.

6. Ведение собственной бесплатной рассылки.

 

Раскрутим сайт без центрифуги

 

Но вот сайт создан, он вам очень нравится. И тут неумолимо надвигается следующий этап – его надо «раскрутить», т.е. сделать известным в поисковиках и вообще среди Вашей целевой аудитории. Эту работу можно отчасти выполнить самостоятельно (если есть много свободного времени и терпения), а можно поручить специалистам.

 

Но при этом надо четко понимать, что если вы работаете в конкурентной области (а тренинги продаж или коучинг – именно такая среда), то самостоятельно добиться хороших результатов (и в разумные сроки) будет довольно сложно.

 

Кроме того, будучи любителем в этом деле, вы можете нечаянно (или по совету «доброго» знакомого) сделать что-то такое, что не понравится поисковым системам. И ваш сайт могут запросто удалить из них. Увы, в Интернете, как в спорте, есть запрещенные приемы, прибегая к которым вы рискуете понести наказание.

 

Вместо заключения

 

Не ждите, пока создадите идеальный сайт. Выкладывайте его в Интернет и дорабатывайте «на ходу». Потому что именно ваши посетители сами вам подскажут, что там хорошо, а что плохо. Кроме того, именно в процессе эксплуатации вы быстрее найдете проблемные места пока еще «сырого» сайта. И наоборот – самые популярные.

 

Ваши же посетители наверняка смогут придумать что-то полезное для них, что вы в силах сделать. То есть сайт постепенно станет именно таким, каким он нужен Вашим посетителям – потенциальным клиентам. Вы не забыли, что сайт делается именно для них, а не для Вас лично?

 

И еще. Не слушайте негативистов. На всех не угодишь. Если 95 человек сказали «хорошо», а пятеро – «плохо», то может они вообще не ваша целевая аудитория? Не забывайте, что зависть, увы, никто не отменял. Всегда найдутся желающие охаять вас, ваш сайт и ваши услуги. Потому что вы это уже сделали, а они все еще мечтают об этом…

 

Иголкина Инна, тренер НЛП, автор сайта http://timesaver.ru

Сабанин Михаил, руководитель «Службы спасения сайтов»,

автор и ведущий семинара «Почему Ваш сайт не приносит прибыль»

 

Опубликовано в журнале "Тренинги в Бизнесе", № 14 2006 год.

 

© 2006 Перепечатка разрешена при условии ссылки на www.timesaver.ru и http://www.b-training.ru