Тренинг тренеров, школы консультантов - проблемы и пути решения. Доклад на X конференции ТРЕКО в Санкт-Петербурге 21 июня 2008 года

«Я имею уникальную возможность выехать в Москву, запланировала поездку в мае. Цель поездки: пройти «Тренинг тренеров» с получением права тренерской работы. Моя профессиональная деятельность на сегодняшний день очень тесно связана с психологией и хотелось бы повысить свой профессиональный и личностный рост. Порекомендуйте, пожалуйста, где я могу пройти обучение в мае 2008 года, в Москве» - такие вопросы периодически задают разные люди.

 По запросу от 19 апреля 2008 года «тренинг тренеров» Яндекс выдает 601 591 страниц и не менее чем 10 571 сайт. Что же делать? При том, что предложение обучающих программ для тренеров довольно большое и расширяется каждый день (статистика портала ТРЕКО.RU), однако сделать выбор между этими программами для человека, не разбирающегося в этом вопросе, довольно затруднен. Можно, несомненно, использовать сводную таблицу «Тренинг Тренеров», а также обновляемый график мероприятий: «Обучение и повышение квалификации тренеров и консультантов СНГ»

Для понимания того, о чем далее будет идти речь, полезно также различать бизнес-тренинги от всех остальных.

Различие психологических и бизнес-тренингов

Психологические тренингиБизнес-тренинги
Направлены на «личностный рост», который может пониматься ведущим очень размытоНаправлены на получение конкретного результата, развитие определенной компетенции
Посетители – любые люди, которых заинтересовала тема тренинга. Целевая аудитория может быть размытаУчастники – обычно либо сотрудники компании (если тренинг корпоративный), либо та целевая аудитория, для которой тренинг предназначен
Предъявляют довольно свободные требования к ведущемуПредъявляют жесткие требования к опыту, знаниям и профессионализму ведущего
Направлены не столько на решение конкретных задач, сколько на проживание (преобладает психология)Направлены на решение конкретных задач. Должны даваться пошаговые алгоритмы и методики.
Результат тренинга может быть в «проживании» какого-то опыта, в том, чтобы «покопаться» в себеРезультат тренинга должен быть в решении тех задач, которые заявлены в программе тренинга
Отсутствует устоявшаяся методика проведения (на сегодняшний день существует около 1000 различных направлений в психологии)Существуют определенные стандарты проведения бизнес-тренинга, описанные в книгах, отвечающие тому, что допустимо, а что – недопустимо
Тренинг может проходить крайне медленно и очень долго, если это тренинг-марафон... Тренинг должен проходить динамично!
Тренинг обычно стоит дешево, проводится в не слишком комфортном помещении, кофе-брейки и обеды могут отсутствоватьТренинг обычно стоит дорого, проводится в комфортном помещении, оборудованном современной техникой, обычно в стоимость включены кофе-брейки и обеды


Тренинги тренеров (для бизнес-тренеров): проблемы и пути решения

Проблемы:Возможные пути решения:
1. Нет общепризнанных критериев того, кто такой бизнес-тренер, соответственно, каждая тренинговая компания разрабатывает стандарты программы сама 1. По факту сложился стереотип успешного бизнес-тренера. «Сарафанное радио» передает рекламу тех, обучение у кого действительно эффективно
2. Рейтинги бизнес-тренеров, в основном, необъективны2. Совпадение данных, полученных по личным каналам, с помощью рейтингов и личных наблюдений повышает вероятность выбрать действительно достойного специалиста
3. Литература о том, как вести тренинг, есть, но не вся она одинаково хороша. Пока рынок потребляет все без разбора – и книги хороших авторов, и компиляцию из чужих книг, и откровенно слабую литературу3. Появились обучающие фильмы – например, Радислава Гандапаса, Марка Кукушкина, Рината Хайрулина, правда, критерии оценки их качества не всегда понятны Потребителю
4. На тренинге тренеров очень разная аудитория: люди, которые хотят определиться, корпоративные тренеры, начинающие тренеры – уровень людей может сильно различаться4. Смешанная аудитория имеет как минусы, так и плюсы – у более сильных есть чему поучиться, с более слабыми себя можно сравнивать
5. Прохождение тренинга тренеров не гарантирует последующего трудоустройства5. Иногда, при желании, после тренинга можно устроиться в тренинговую компанию, внутренним тренером или стать «фрилансером»
6. В программе большинства провайдеров отсутствуют необходимые блоки – не просто как вести тренинги, но и как выжить на этом конкурентном рынке6. В некоторых программах идет работа с постановкой голоса, с умением продавать свои услуги, однако в целом не хватает навыков по раскрутке своего тренерского бренда и построения имиджа и PR
7. Раздаточный материал к тренингам может быть как практически полностью бесполезным, так и наоборот7. Оценить качество раздаточного материала довольно трудно. И количество страниц не является показателем качества
8. С одной стороны, чтобы стать брендом, тренеру надо специализироваться, с другой стороны, многие тренеры берутся вести почти любые тренинги (и этому учат на тренерском курсе)8. Возможность на тренинге тренеров посмотреть на весь репертуар помогает будущему тренеру определиться с выбором направления
9. Сама личность тренера может быть неоднозначной9. При обучении лучше пользоваться не моделью какого-то одного тренера, а разными


Комментарии по заявленным выше проблемам.

1. Неоднократные попытки сертификации бизнес-тренеров практически провалилась «Дальнейшее развитие рынка ставит вопрос о способах оценки и сравнения качества предлагаемых услуг. Не единственное, но одно из возможных направлений – национальная сертификация, которая провалились, в основном, из-за взаимного недоверия друг к другу и к сертифицирующим органам. Последние обвинялись в попытке заработать на сертификации – с этим трудно поспорить, учитывая тот факт, что члены сертификационной комиссии РАБО на первой сессии выдали сертификаты сначала себе, а затем аттестуемым бизнес-тренерам» Александр Леонидович Бородулин, редактор журнала «Тренинги в Бизнесе».
http://www.treko.ru/show_article_1439

2. Рейтинги бизнес-тренеров в основном составляются либо заинтересованными лицами, либо по непонятным принципам. (Примеры – «Амплуа-Брокер»; Сергей Кронин др.)

Например, если набрать в службе Директ Яндекс direct.yandex.ru/?top (опция – подбор слов) фамилии тех, кого «Амплуа-Брокер» занес в «Российские практики, ТОП 8» www.trainings.ru/library/articles/?id=9662 и узнать, сколько людей искали эту фамилию за месяц (данные на 19.04.2008), то получится следующая сравнительная таблица:

Фамилия, компанияЧисло запросов в Яндексе по фамилии
1. Кукушкин Марк, Тренинг Бутик
200
2. Пахомкина Марина, THK-BP
22
3. Базаров Тахир, Центр Кадровых Технологий XXI век, МГУ им. Ломоносова
160
4. Журавлева Наталья, Вымпелком
135
5. Розин Марк, ЭКОПСИ
11
6. Хлыстун Юлия, М. Видео
не встречается
7. Гвоздилина Любовь, ВТБ 24
12


Для сравнения: словосочетание «Владимир Тарасов» за этот же период времени искали 595 раз, «Гандапас» - 1144 раза, Владимир Козлов - 2116 раз, «Тарасов» 42 157 раз (но при этом могли искать и однофамильцев). То есть, как в анекдоте про «неуловимого Джо» - некоторых бизнес-тренеров Заказчики сами не ищут. В ряде случаев это обусловлено тем, что рекламируется определенная компания или программа, а не сам тренер, однако, вряд ли в этом случае можно сказать, что этот тренер – БРЕНД.

Вот примеры рейтингов:

  • Рейтинг тренинговых (обучающих) компаний и тренеров [коллекция портала TREKO.RU]
    Рейтинг бизнес-тренеров www.b-seminar.ru/rating/author
    Рейтинг «Каталог психологических курсов г. Москвы» www.rsgame.com/rtg.htm
    Результаты опроса «Кого вы считаете гуру в обучении и развитии персонала?» www.trainings.ru/library/articles/?id=9662.
    «Каталог тренеров и тренинговых компаний России», выпущенный тренинговым агентством «Мастер-класс», который тоже в какой-то степени можно считать аналогом рейтинга, из 29 тренеров, рекламируемых в каталоге, включает 11 тренеров, которые указали, что работают в компании «Мастер-класс»...
Многим людям сложно преодолеть искушение занимать в собственном рейтинге если не первое место, то хотя бы входить в пятерку (десятку) лучших. Конечно, любое мнение имеет право на существование, но зачем проводить такие опросы общественного мнения, которые необъективны, и затем широко публиковать их результаты? Результаты опроса становятся валидными только тогда, когда есть доверие к тем, кого опрашивали (это не «нагнанные» посетители, которых стимулировали за кого-то голосовать, например, обещая за это подарки, не «друзья нашего сайта», лояльные к организаторам опроса, и не искусственно подобранные критерии, которым соответствует только компания-организатор опроса и еще несколько).

3. Еще одним важным критерием, который, увы, не учитывается при составлении рейтинга – насколько авторская (на самом деле) программа у «Звезды». Многие, увы, начинали с плагиата, и с тех пор не особенно ушли от этого... Например, некоторые компании до сих пор всерьез уверяют неопытных слушателей в том, что «Наш тренинг продаж на 100% состоит из нашего авторского материала». При этом используются все те же, придуманные до них модели – SPIN, этапы продаж и т.д.

При этом даже известным тренерам полезно понимать, что авторские права у нас действуют в течение всей жизни автора + 70 лет после смерти автора и они могут получить Иск в суд в любое время… В том числе – от наследников автора. И соответствующее освещение в прессе, которая не прочь разоблачить очередную «звезду»…

Профессиональный вопрос: а есть ли у «Звезды» свои некомипилятивные книги, публикации, школа и т.д., и сколько на самом деле во всем этом нового (авторского)?

4. «Жесткие носители» знаний пока недостаточно продвинуты.

Упражнения для тренинга уже довольно хорошо прописаны и даже даны рекомендации, какие упражнения и в каких случаях применять.

Примеры:

- Владимир Гиппиус, Гимнастика чувств,

- Клаус Фоппель, Технология ведения тренинга,

- Блашенкова В.С., Обзор литературы по собственной теме: некоторые выводы и рекомендации для бизнес-тренеров и консультантов и т.д.

Что же касается общей методики ведения тренинга, то в ней масса «белых пятен» и уклонов в одну узкую область, часто отсутствует целостность. (См., например, решения задачи № 9 конкурса кейсов для бизнес-тренеров и консультантов). Есть отдельные книги по конкретным направлениям тренингов (тренинг продаж и т.д.). В то же время специалисты периодически признают, что в некоторых книгах могут быть допущены довольно серьезные ошибки. Иногда широта подхода (от психотерапии до бизнес-тренинга) делает книгу не слишком удобной для начинающего тренера.

5. В случае разноуровневой аудитории при обучении на тренинге тренеров те, кто знают больше, чувствуют себя «обделенными» (вплоть до жесткой агрессии по отношению к группе и тренеру). Те же, кто не обладает пока навыками, может испытывать сильные негативные эмоции, сравнивая себя с более успешными и опытными участниками. Это в отдельных случаях приводит не только к переживаниям, но и к тому, что участники не проявляются, не делают публичных выступлений перед другими тренерами (не на всех курсах это вообще предусмотрено) и не получают обратной связи о том, что у них уже хорошо и над чем предстоит работать. Обучение в этом случае становится гораздо менее эффективным, чем могло бы быть. Однако отобрать участников (не допустить некоторых, объединить в равные по возможностям группы и т.д.) не всегда представляется возможным.

6. В случае, если тренер работает внутренним тренером или тренером тренинговой компании, то обучение помогает ему в профессиональном росте. Однако, мне рассказывали об одном случае, когда тренинговая компания наняла тренеров, пригласила достаточно дорогого тренера для их обучения, а в результате через месяц после этого тренеры поняли, что теперь они стоят гораздо дороже… и уволились. Компания, естественно, понесла убытки (надо было перед обучением подписать с тренерами правильно составленные контракты). Если же участник тренинга тренеров планирует создавать свой собственный тренинговый бизнес, то этому практически нигде сейчас не учат (Викентьев И.Л., О продвинутных семинарах для преподавателей и тренеров). Сертификат о прохождении тренинга тренеров в настоящий момент, увы, не гарантирует трудоустройства.

7. В случае отсутствия в программе необходимых блоков, увы, все, что можно сделать – по мере обнаружения недостатка знаний, умений и навыков выбрать такую компанию, в которой можно их получить в требуемом для тренера объеме. Проблемы заключаются в том, что, читая программу тренинга и даже задавая вопросы, иногда сложно заранее понять, в каком объеме и как будет раскрыта та или иная тема, заявленная в тренинге.

8. Некоторые тренеры стремятся компенсировать часть стоимости тренинга количеством листов в раздаточных материалах. При этом иногда содержание подобных раздаток вообще мало связано с темой тренинга, мало понятно и никак не комментируется тренером. В этом случае возникает закономерный вопрос – ЗАЧЕМ нужна такая раздатка?

9. Поскольку границы качества тренинга определяет сам тренер, велико искушение начать вести какой-либо тренинг, обладая только основами. С одной стороны, для начинающего тренера это может быть оправдано. С другой стороны, подобный подход портит тренинговый рынок в целом. Типичный пример: я постоянно получаю письма и звонки такого содержания: «Инна, я завтра буду вести тренинг по тайм-менеджменту (рекорд – через 10 минут уже еду его вести), пожалуйста, расскажи мне как…».

10. На одном выступлении известный специалист в области бизнес-тренингов сказал про одного известного ведущего тренинга тренеров: «У него энергетика – как у бледной спирохеты». Иногда, увы, сами ведущие тренинга для тренингов обладают массой собственных недостатков, личной непроработанностью. Некоторые из этих недостатков очевидны участникам, однако, часто обучающиеся, очарованные харизмой тренера, буквально копируют его целиком, вместе с недостатками. Смотрится это порой комично, особенно когда копирующих много в одном месте. На конференции коучей «Парк» я слышала шепот одного из участников: «Как она говорит! Прямо как Лада Каролихина, с теми же интонациями, мы вместе учились». Даже если ведущий тренер очень нравится участнику, вряд ли стоит слепо копировать все, что тренер делает – лучше искать свой собственный стиль и образ, а на это требуется время.

Помимо тренинга тренеров, можно рассмотреть и то, как обучаются бизнес-консультанты.

Виды консалтинга:

1. Аудит, налоговый консалтинг, фондовый консалтинг, оценочная деятельность.

2. Инжиниринг, организация производства, управленческий консалтинг, стратегический консалтинг.

3. Информационные технологии.

4. Консалтинг в сфере безопасности.

Из приведенного выше списка понятно, что под словом «консультант» можно понимать разные виды специалистов, требующие, соответственно, абсолютно разной подготовки. Так, например, аудит требует обязательного лицензирования. Информационные технологии – получения соответствующих сертификатов.

Многие тренеры автоматически считают себя консультантами, однако это не совсем так – тренинги и консалтинг – смежные, но разные профессии и требуют различной подготовки. Консалтинг (по определению Современного Экономического словаря, slovari.yandex.ru/dict/economic) - это «Деятельность специальных компаний, заключающаяся в консультировании производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов экономики, финансов, внешнеэкономических связей, создания и регистрации фирм, исследования и прогнозирования рынка товаров и услуг, инноваций. Консалтинговые компании могут быть специализированными по отдельным профилям консультационной деятельности. Консалтинг может состоять в подготовке пакетов учредительных документов при создании новых организаций».

Обычно под словом «консультант» чаще всего понимают управленческий консалтинг, охватывающий целиком оптимизацию всех бизнес-процессов в компании.

Так где же учат на консультанта?

А.И. Пригожин в своей книге «Методы развития организаций» [1] выделяет следующие возможности:

1. Самостоятельное обучение с нуля, без какой-либо специальной подготовки.
2. Обучение у клиента (в процессе консультирования).
3. Обучение у другого консультанта в процессе совместной работы.
4. Авторский семинар.
5. Курсы консультантов по управлению.
6. Школа консультантов по управлению.
7. MBA.

Помимо школы А.И. Пригожина, которую рекомендуют многие консультанты, существуют и другие методики – ТРИЗ, НЛП, Системное мышление и т.д.

Вот еще школы, рекомендованные коллегами из НГПК (Национальной Гильдии Профессиональных Консультантов):

- Плотникова в Новосибирске

- Шустермана в Москве.

Покойный Вячеслав Дудченко не создал собственной школы консультантов, но вел методические семинары, остались книги, написанные им.

Консалтинговая компания «Эрнст энд Янг», например, приглашает на работу как выпускников ВУЗов, так и людей с опытом практической работы в бизнесе, www.ey.com/global/content.nsf/Russia/_Careers_Home. Естественно, что в этом случае компания сама проводит обучение консультантов.

Если тренер хочет консультировать – то ему необходимо выбрать направление и обучиться по той методике, которая ему нравится.

Выводы

Если Вы – владелец тренинговой компании, то вы можете обучать тренеров несколькими способами:


ПроблемыВозможные пути решения
1. Нужно быстро обучить тренеров1. Пригласить известного бизнес-тренера, провести корпоративное обучение для внутренних тренеров

2. Провести обучение собственных тренеров самостоятельно (т.е. учит владелец компании)

3. Пусть тренеры учатся сами...

4. Организовать обучение по учебным материалам – видео, аудио, книгам и т.д.
2. После обучения тренеры уходят1. Заключить с тренерами контракт, где прописать условия их работы

2. Нанимать уже опытных тренеров на договорной основе, обучать в процессе работы

3. Организовать процесс работы так, чтобы от тренеров требовалась не слишком высокая квалификация
3. После обучения тренеры требуют повышения оплаты своих услуг1. Оговорить в контракте процесс повышения зарплаты тренера

2. По мере повышения компетентности тренера увеличивать зарплату

3. Создать четкую систему мотивации, понятную тренерам
4. Конкуренты переманивают перспективных тренеров1. Создать тренерам понятную систему мотивации

2. Исследовать рынок и предлагать реальную оплату

3. Организовать быстрый процесс обучения и проводить его постоянно
5. К клиенту нельзя выпускать неопытного тренера1. Создать систему наставничества, например «опытный тренер + стажер»

2. Разбивать процесс на составляющие, например, тренер ведет, а стажер – проводит упражнения


3 возможности обучения:
  • Самостоятельно (есть плюсы и минусы – Вы можете быть не одинаково компетентны во всех областях, кроме того, обучение занимает много времени и сил).

  • Брать уже готовых тренеров. (При этом нет гарантии, что в какой-то момент не потребуется дополнительного обучения).

  • Посылать тренера на тренинг тренеров или заказывать корпоративный тренинг тренеров. Надеемся, что в этом случае доклад поможет вам выбрать правильного провайдера.
Данный доклад дает возможность взглянуть на процесс обучения собственных тренеров с разных сторон и оценить упущенную выгоду (тренеры научатся новым приемам, упражнениям, методикам и т.д.) или предусмотреть и минимизировать заранее возможные риски обучения (например, переманивание ваших тренеров конкурентами).

Если Вы – тренер, то обратите внимание при выборе компании-провайдера обучения на следующие моменты:

ПроблемыВозможные пути решения
1. Не понятно, у кого учиться1. Спросите у тех тренеров, которые для Вас служат авторитетом

2. Соберите информацию по Интернету

3. Посетите бесплатные презентации (если есть), задайте вопросы, изучите программу

4. Посетите конференцию портала TREKO.RU
2. Есть несколько тренингов, существенно отличающихся по цене1. Пересчитайте цену в расчете на один тренинговый день

2. Узнайте о возможности получения скидок

3. Некоторые блоки тренинга могут быть вам не нужны (учитывайте при сравнении цен)

4. При выборе учитывайте не только цену, но и качество (по отзывам значимых для вас людей)
3. Нужен сертификат1. Узнайте у тех, кому Вы собираетесь предъявлять этот сертификат, какое обучение они считают качественным

2. Насколько на самом деле сертификат необходим? Подумайте
4. В ходе тренинга выясняется, что качество – ужасное1. Перед прохождением тренинга оговорите вопрос о возможности возврата денег в случае, если программа Вам не нравится

2. Проведите исследования до выбора тренинга
5. Тренер «Звездит»1. Требуйте от тренера выполнение заявленной программы

2. Проводите предварительные исследования, в случае неудовлетворенности – требуйте возврата денег|


Дополнительные рекомендации: задайте вопросы и найдите на них ответы:
  • Кто ведет тренинговую программу (личность, ее харизма и бренд)?

  • Какие отзывы (формальные и неформальные) имеются (соберите достаточное количество до того, как принимать окончательное решение)?

  • Соответствует ли цена качеству? (Так, иногда в Москве идет одновременно до 4-х и более программ, например, по групповой динамике, при этом если поделить стоимость тренинга на количество тренинговых дней, сумма за день тренинга может отличаться в несколько раз…)

  • Для чего Вам нужно обучение (сертификаты некоторых тренинговых компаний ценятся на рынке выше, чем у других, если в планах – трудоустройство, иногда то этот фактор может стать решающим);

  • Передаются ли Вам какие-либо права на интеллектуальную собственность + будет ли послетренинговая поддержка?

  • Существует ли в случае, если Вас не устроила программа, забрать деньги обратно или что-то изменить прямо по ходу тренинга?

  • Получает ли участник тренинга обратную связь о своих выступлениях? В каком виде? Есть ли работа с видеозаписями? Сможете ли вы спустя какое-то время предоставить свои видеозаписи и получить комментарии тренера о Вашем продвижении?
Если Ваша компания ведет Тренинги Тренеров, то, в 2008 году рекомендую задуматься над несколькими вопросами:

Проблемы Возможные пути решения:
1. Наличие собственной авторской программы.1. Купить лицензию (франшизу) у правообладателя

2. Разработать программу самостоятельно с корректными ссылками на
первоисточники информации

3. Привлечь к работе известного бизнес-тренера, обладающего собственной
авторской программой
2. Адекватность обещаний и полученных участниками результатов.1. Не давать сверхобещаний и сверхрекламы

2. Четко придерживаться заявленной программы

3. Проводить исследования рынка – что ведут другие и с каким качеством

4. Давать участникам возможность получить обратную связь (с помощью использования видеозаписи, оценки выступления другими участниками, тренером и т.д.)
3. Раздаточный материал.1. При подготовке раздаточного материала делать его практичным, ссылаться на первоисточники

2. В раздаточном материале должны быть собственные авторские методики, наработки

3. Нежелание тренера тренеров делиться информацией в большинстве случаев воспринимается участниками негативно, поэтому позаботьтесь о том, что конкретно унесут с собой участники (DVD, книги, раздатку и т.д.)
4. Отбор участников.1. Если группа разноуровневая – обучение обычно затруднено. По возможности проводите предварительный отбор участников и тестирование

2. Если возможности отбирать участников нет, предусмотрите в программе способы сделать обучение интересным и понятным как для опытных, так и для неопытных тренеров одновременно
5. Сертификат.1. Выдавайте участникам сертификат о прохождении вашего курса

2. Работайте над повышением стоимости вашего сертификата на рынке

3. А если в Вашей компании интеллектуальная собственносить?


Дополнительные вопросы:

Насколько Ваша программа соответствует общепринятым критериям качества? Если превосходит эти критерии – то в каких областях?

Как Вы оцениваете положение Вашей программы на тренинговом рынке, ее конкурентные преимущества и слабые стороны?

В каких направлениях мог бы дальше развиваться Ваш Тренинг Тренеров?

Какие «твердые носители» Вы могли бы выпустить?

Подумайте о защите прав на интеллектуальную собственность. Например: лицензионный договор. Будут ли выпускники вашего тренинга тренеров иметь право на использование вашей методики? Если да – то на каких условиях?

Литература:
  1. Пригожин А.И., Методы развития организаций, М., МЦФЭР, 2003 г., стр.140-149.

  2. Блашенкова В.С. Обзор литературы по собственной теме: некоторые выводы и рекомендации для бизнес-тренеров и консультантов

  3. Рейтинг тренинговых (обучающих) компаний и тренеров [коллекция портала TREKO.RU]

  4. Рейтинг бизнес-тренеров www.b-seminar.ru/rating/author

  5. Рейтинг «Каталог психологических курсов г. Москвы» www.rsgame.com/rtg.htm

  6. Результаты опроса «Кого вы считаете гуру в обучении и развитии персонала?»

  7. Викентьев И.Л., Выступление на «круглом столе» о мастерстве бизнес-тренера и консультанта»

  8. Викентьев И.Л., О лучших тренингах, бизнес-тренерах и тенденциях тренингового рынка

  9. Викентьев И.Л., О семинарах для преподавателей и тренеров

Доклад опубликован на сайте ТРЕКО